«ДНР» и «ЛНР» решили создать единое «таможенное» пространство. При этом между ними ранее шли торговые войны.
Лидеры «республик» договорились отказаться от «внутренних таможенных пунктов». Когда ‒ неизвестно. «В будущем ‒ убрать наши таможенные границы. Ну и договор о сотрудничестве наших железных дорог», ‒ заявил «глава ДНР» Александр Захарченко.
«Таможенные посты» ‒ это деревянные вагончики, где проверяют паспорта и ведут осмотр, находятся на полпути между Донецком и Луганском. Они стоят уже не первый год. «Если едете, ничего не перевозите ‒ открыли багажник и поехали дальше. Сейчас ‒ сам стань, запишись. Это хорошо, что очереди нет, а когда очередь…» ‒ рассказывает житель неподконтрольной части Донецкой области.
Пока что на «границе» ничего не изменилось. «Это упростит жизнь бюрократам, скажем так. Но никак не отразится на простых людях, которые как платили пошлину за провоз через «таможню ДНР» и «ЛНР» товаров, так и будут платить», ‒ говорит президент Центра исследования социальных перспектив Донбасса Сергей Гармаш.
При этом в Донецке товары соседей пользуются спросом: молоко, масло, колбаса. Но если в Донецке луганских товаров немного, то в Луганске донецких ‒ полно. Не только колбаса и молочная продукция, но и конфеты. Есть даже обувь ‒ производства Макеевки. И мебель ‒ «made in» Донецк.
«Поддерживать своего производителя» пытался бывший «глава ЛНР» Игорь Плотницкий. И требовал от своих «чиновников» усиливать поборы с донецких бизнесменов, завозивших товар в Луганск. Но после ноябрьского «переворота» к «власти» в неподконтрольном Луганске пришел Леонид Пасечник. И заговорил о потеплении отношений с донецкими партнерами. «Это сближение наших республик, делить нам, безусловно, нечего», ‒ уверяет Пасечник.
«Это может свидетельствовать либо о перераспределении сфер влияния между криминальными группировками, либо о том, что какие-то фигуры остаются не у дел», ‒ отметил политолог Тарас Жовтенко.
Бизнес-разборки «ЛНР» и «ДНР» простых людей в Донецке и Луганске волнуют мало. А вот убрать «границы» между «республиками» местные не против.
«Абсурд какой-то ‒ между двумя республиками делать таможню», ‒ говорит жительница Донецка.
При этом в декабре 2017 года, уже после луганского «переворота», Захарченко издал «указ» о запрете ввоза подакцизных товаров с подконтрольной «ЛНР» территории. В «документе» говорится о том, что нужно отвечать на любые торговые ограничения и запреты луганских «таможенников» зеркальными запретами.
Возможно, что заявления об устранении таможни ‒ просто предвыборный блеф. «Выборы у них назначены на осень этого года. И им нужно дать людям какую-то перспективу. Сейчас люди уже не верят в то, что «республики» смогут самостоятельно существовать, они не верят, что их заберет Россия. И вот им дали новую перспективу, что «республики» объединятся и куда-то будут идти», ‒ объясняет Сергей Гармаш.
Снять «внутренние таможни» в «ЛНР» и «ДНР» обещали и раньше. Но каждый раз бизнес-интересы брали верх над политическими.