Особенности формирования рынка транспортно-экспедиторских услуг в Донецкой Народной Республике


В современном мире, где главной особенностью производства является специализация, дальние перевозки неизбежны. Вдоль основных торговых маршрутов непрерывно движутся огромные объемы сырья и готовой продукции, подвергаясь воздействиям атмосферных условий, сельскохозяйственных и других вредителей, хищениям. Для учета разного рода воздействий и возникновения рисков целесообразна разработка четких алгоритмов и планов перевозок.

В процессе стратегического планирования и разработки оптимального алгоритма эффективного функционирования на рынке каждое предприятие стоит перед выбором между сотрудничеством с прямым перевозчиком или использованием услуг транспортно-экспедиторских компаний. Исходя из анализа данных альтернатив, целесообразно выделить преимущества и недостатки каждого из них, исследовать соответствие основным критериям:

Критерий Соблюдение экспедитором Соблюдение перевозчиком
Наличие автотранспорта Экспедитор арендует транспорт. Перевозчик имеет собственный автопарк.
Доставка грузов различного типа (габаритные, негабаритные, опасные, требующие температурного режима и др.) Экспедитор специализируется на разных типах перевозки. Перевозчик специализируется на определенном типе перевозки.
Грузовые автомобили различных типов (трал, самосвал, платформа, изотерм, рефрижератор, цистерна.) Сотрудничая с обширной базой перевозчиков, экспедитор предоставляет клиенту необходимый для данной перевозки тип транспорта. Обычно автопарк перевозчика состоит из подвижного состава определенного класса (рефрижератор, зерновоз, тент).
Постоянные отгрузки в определенных направлениях. Экспедитор сотрудничает с перевозчиками с разных регионов и обладает обширной базой, потому имеет возможность предоставления большого количества автомобилей. Перевозчик ограничивается количеством собственного автопарка.
Цена перевозки Перевозка + Экспедиторские услуги = стоимость дороже на 5 – 10%. Перевозка = стоимость.
Тариф на перевозку Экспедитор отталкивается от многих показателей — направление, тип груза, тип транспорта и др. Поэтому тариф зависит от конкретного заказа.

За счет больших объемов перевозок, клиентам предоставляются существенные скидки.

Постоянный тариф на перевозку.
Оформление в таможенных пунктах, сопровождение груза и другие дополнительные услуги. Возможно предоставление сопутствующих услуг. Возможность предоставления дополнительных услуг (страхование, погрузочно-разгрузочные работа и т.д.) Постоянный тариф на перевозку.

В основном только перевозки.
Специализируется только на перевозках

Оперативность ответа о возможности перевозки Экспедитору необходимо время, для обработки собственной базы перевозчиков. Перевозчик довольно быстро дает ответ о возможности перевозки, исходя из возможностей только собственного парка автомобилей.

С помощью перечисленных пунктов каждое предприятие определяет свои приоритеты. Для многих из них в сопоставлении «цена-качество» бо́льшее значение имеет фактор цены. Но следует отметить, что не всегда услуги транспортно-экспедиторских компаний намного более затратны, чем услуги прямых перевозчиков.

Затраты экспедитора на доставку грузов значительно ниже расходов грузовладельцев на организацию транспортировки, так как специализация на узкой сфере деятельности позволяет выработать наиболее эффективные приемы и методы работы. Передача функций по экспедированию грузов позволяет снизить общие издержки грузовладельцев, связанные с перемещением грузов, на 20-25%. Достижение цели минимизации транспортной составляющей в конечной стоимости продукции обусловливает значительную роль экспедирования в экономическом развитии региона.

В связи с развитием отрасли грузоперевозок и ростом потребности в них в Донецкой Народной Республике транспортно-экспедиторских услуги становятся все более востребованными, формируется рынок данной сферы.

Согласно Закону ДНР «О транспортно-экспедиторской деятельности» основными принципами данной деятельности являются:

  • обеспечение равенства прав и обязанностей физических и юридических лиц при осуществлении транспортно-экспедиторской деятельности;
  • создание условий для развития предпринимательства и справедливой конкуренции в транспортно-экспедиторской деятельности;
  • создание на всей территории ДНР единого транспортно-экспедиторского пространства, основанного на применении единых требований и норм осуществления транспортно-экспедиторской деятельности;
  • расширение номенклатуры предоставляемых услуг и повышение качества транспортно-экспедиторского обслуживания клиентов (заказчиков);
  • создание условий для свободы выбора клиентом (заказчиком) экспедитора, а также свободы выбора экспедитором перевозчика;
  • обеспечение безопасности в сфере транспортно-экспедиторской деятельности на основе применения единых норм стандартов и системы сертификации.

Анализируя итоги работы дорожно-транспортного комплекса Республики за 2016-й год, можно отметить, что объемы перевезенных грузов автомобильным транспортном имеют тенденцию роста, за исключением некоторых месяцев, для которых в большинстве случаев характерно снижение спроса (летних – из-за сезона отпусков, зимних – из-за праздничных дней). За год автомобильным транспортом было перевезено 1548,0 тыс. тонн, что уступает объему, перевезенному с помощью железнодорожного транспорта, но существенно превышает итоги 2014-го и 2015-го годов.

Таким образом, можно сделать вывод, что в области логистики транспортно-экспедиторская деятельность становится все более значимым и неотъемлемым звеном для благоприятного функционирования и непрерывного перемещения материальных потоков, что особенно важно в процессе развития Донецкой Народной Республики. Возрастающее количество таких предприятий дает возможность расширению грузооборота государства, развитию международных экономических отношений.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *